Откуда взялось выражение "Деньги не пахнут"? Впервые слово «деньги»
появилось у римлян, у которых цена определялась количеством быков, овец
и другого скота. Когда на монетах стали чеканить изображения животных,
их стали называть — «пекуния» (деньги) — от слова «пекус» (скот).
Возможно, что в русский язык это слово пришло с Востока, например
идинга» — это бирманское слово со значением «монета». Дата появления на
Руси монеты «деньга» (а затем — «деньга») спорна, ученые склоняются к
тому, что «деньга» появилась в XIV в. при Дмитрии Донском,
предполагают, что Дмитрий был вынужден чеканить рядом со своим именем
имя хана Тохтамыша. Начиная с XVI в. две деньги равнялись 1 копейке. В
XIX в. появилась иденежка» — уменьшительная форма от слова «деньги».
Эта медная монета с полкопейки чеканилась с 1848 по 1867 г. В. Даль
собрал немалый урожай пословиц и поговорок со словами «деньги» и
«деньга».
Выражение «деньги не пахнут» восходит к I в. н. э,: считается, что
так сказал император Веспасиан, когда его сын Тит выразил
неудовольствие по поводу налога на общественные туалеты. Веспасиан,
получив первые деньги от этого налога, приблизил их к носу Тита и
спросил его, пахнут ли они… Так или иначе, но это выражение бытует до
сих пор и имеет отношение к нечистоплотным операциям с деньгами.
Это выражение, увы, правомерно бывает и в наши дни. Вот два примера.
Еще в первые послевоенные годы генерал Макартур ввел выгодный для
американцев курс: 360 японских иен за доллар. Это соотношение держалось
почти четверть века. Но с сентября 1985 г. курс доллара круто пополз
вниз. Причем японцы всячески стремились стабилизировать дешевеющий
доллар. Кажущийся парадокс объясняется просто. Японский экспорт в США
примерно втрое превышает импорт оттуда. И из-за нового обменного курса
японские товары при тех же издержках производства становятся на 60%
дороже, поскольку их продажная цена выражается не в иенах, а в
долларах. Тем самым подрывается конкурентоспособность автомашин,
телевизоров, видеомагнитофонов и другой японской продукции.
…Удар кувалдой — и фара на «тойоте» разлетелась дождем сверкающих
осколков, еще один удар — и кувалда с размаху пробивает крышу
автомобиля. На глазах корреспондента ТАСС В. Головина в небольшом
сквере перед базой ВВС США Иокота в окрестностях Токио под
одобрительные выкрики накачавшихся пивом дружков развлекался обритый
наголо американский солдат, переодевшийся в штатское по случаю
выходного дня. За умеренную плату он получил право «врезать несколько
раз» по «тойоте», наглядно выразив тем самым всю свою ненависть к «этим
наглым японцам».
«Развлечения» такого рода в ходу и в США. В столице американского
автомобилестроения Детройте уволенным рабочим также предлагают лупить
кувалдой по «тойотам» и «хондам» — словно импортированные из-за океана
машины виноваты в массовой безработице в Соединенных Штатах.
Когда-то на пушках отливали девиз: «Последний аргумент королей».
Думается, что рядом с оружием «последним аргументом» сильных мира сего
являются деньги, особенно те, которые «не пахнут».
Туристам, приезжающим в Лиму (столица Перу), рассказывают не сказку,
а быль… Триста лет назад перед приездом вице-короля в эту тогдашнюю
испанскую колонию местные дельцы, наживавшие огромные барыши на
серебряных рудниках, решили уважить знатного гостя. Улицу, ведущую от
триумфальной арки к дворцу, вымостили слитками серебра весом по 46 кг
каждый. После окончания торжеств «брусчатка» была разобрана и
преподнесена в дар гостю из Мадрида. К сожалению, брусчатка не
сохранилась, а эта история осталась как быль в нумизматике.
«Деньги не пахнут» — говорим мы, отрицательно характеризуя
взяточничество, осуждая долларовые инъекции в разжигание войн и других
конфликтов, ограбление государств за счет непомерно больших процентов
от займов и других операций, осуществляемых с помощью денег.
|