Первое,
правда легендарное, а не историческое, свидетельство о привидениях
найдено в эпосе о Гильгамеше, замечательном памятнике вавилонской
литературы, записанном некогда на глиняных табличках. Датируется время
изготовления табличек примерно 2000 годом до н. э. В эпосе
рассказывается о герое Гильгамеше и призраке его умершего друга. Друг
является Гильгамешу в виде прозрачной человеческой фигуры. В
Египте тоже верили в существование привидений. Дух загробного мира
назывался кху, его изображали с птичьей головой. Привидениями, по
мифологии египтян, становились души умерших. Они верили, что выходцы с
того света приносят эпидемии, а кроме всего прочего еще могут вселяться
в тело животных и вызывать у них бешенство. Не поэтому ли египтяне
чрезвычайно бережно относились к сохранению материального тела,
практиковали разделение всех его частей? Это помогало не дать
бесконтрольно самовоспроизводиться энергетическим двойникам. У
греков и римлян обряд захоронения был гораздо проще. Во всяком случае,
мозг покойного не изымали через носовые отверстия специальным пинцетом.
Для борьбы с вредными духами поступали так же, как и в период неолита:
заваливали тело камнями или связывали руки и ноги трупа кожаными
ремнями за спиной, чтобы дух не смог высвободиться. Вероятно, такая
примитивная технология защиты не срабатывала. Во всяком случае,
греческие мифы полны рассказов о призраках. К тому же и первые
исторические (то есть не легендарные, а задокументированные) упоминания
о существовании привидений дошли до нас именно от средиземноморских
народов. Римский историк Плиний Младший был известен тем, что
тщательно проверял все факты, которые записывал. Но именно он оставил в
своей книге рассказ, который слышал от афинского философа Афинодора.
Как-то этот философ решил снять для себя домик подешевле. С этой целью
он гулял по Афинам, периодически поглядывая, не сдается ли где
подходящее здание. На одном доме он увидел объявление о сдаче. Хозяин
оказался человеком приветливым, назначил очень невысокую сумму.
Афинодор обрадовался и без лишних расспросов, хотя цена его удивила,
договорился о найме. В этот же день он туда и въехал. А ночью Афинодор
понял причину столь низкой стоимости дома. В нем поселилось привидение.
Когда Афинодор сел работать, он вдруг услышал звон цепей. Подняв
голову, философ увидел какого-то старика. У привидения была длинная
борода, морщинистое худое лицо, по рукам и ногам он был скован ржавой
цепью. Конечно, философу не слишком понравилось такое соседство.
Призрак был слишком настойчив и шумен. На следующий день ему
рассказали, что этот дом постоянно пустует. Все, кто его снимал,
прельстившись низкой ценой, на следующее утро сбегали. И дом пользуется
дурной славой. Афинодор был человек находчивый и не из робкого десятка.
Призрака он не испугался. Зато решил выяснить, откуда тот приходит и
куда девается, А также, что могло стать причиной появления привидения. То
есть Афинодор первым из известных нам исторических личностей решил
найти ответ на вопрос: что это за призрак и почему он тут бродит. Самое
удивительное, что ему это удалось. Следующей ночью Афинодор снова сел
работать. Теперь он чутко следил за всем, что происходит. И снова, в
тот же самый час, он увидел худого старика и услышал лязг цепей.
Афинодор сделал вид, что не замечает привидение. Даже когда призрак
навис над ним, Афинодор продолжал спокойно работать. Очевидно,
привидению такое поведение показалось хамским. Он повернулся и
отправился восвояси. А любопытный Афинодор крадучись отправился вслед
за привидением и пометил место, где дух исчез. Утром он позвал во двор
«нехорошего» дома рабочих с кирками, и те раскопали место, где исчез
призрак. Там был найден скелет, скованный цепями по рукам и ногам. По
просьбе Афинодора скелет захоронили как положено. И больше привидение
не беспокоило этот дом. Римляне считали, что души умерших людей
могут преследовать своих врагов и после смерти. В 44 году до н. э. был
убит один из известнейших людей того времени - Гай Юлий Цезарь. Заговор
против Цезаря возглавил его друг, римский военачальник по имени Брут.
15 марта вместе с сообщниками он заколол Цезаря кинжалами. На теле
Цезаря при осмотре было обнаружено множество ран. Брут тяжело переживал
свое предательство, но, как он объяснял, иначе поступить не мог. По
словам современников, после убийства Бруту явился огромный и ужасный
призрак. Привидение сказало, что является духом убитого им Цезаря.
Естественно, Брут стал чувствовать себя не слишком уютно. А затем ему
было дано и другое предзнаменование собственного конца. В ночь перед
решающим сражением дух Цезаря снова явился перед старым другом. Утром у
того тряслись руки, сражение он проиграл. В результате Брут покончил
жизнь самоубийством. Призрак довел-таки своего губителя до смерти. Римляне
не только верили, что дух убитого является и мстит убийце. Они еще
всячески избегали лемуров, которых считали призраками людей,
совершивших при своей земной жизни много нехороших поступков. Для
отпугивания лемуров устраивали специальные праздники. Проходили они в
мае. Римляне били в огромные барабаны и старались напугать лемуров,
отогнать их от дома. А если те не боялись шума, у могил разводили
костры, на которых сжигали специальное ритуальное средство - черные
бобы. По легенде запах черных бобов заставляет призраков уходить
подальше. Точно так же индейцы Южной Америки верили, что страусы
нанду, на которых они охотятся, после смерти преследуют своих убийц.
Отпугнуть призраков, считали они, может только специальный обряд. После
охоты они выщипывали перья из тушки нанду и раскладывали кучками по
всей дороге в деревню. Индейцы верили, что дух нанду останавливается у
каждой кучки и подсчитывает, все там перья или только часть, так как он
хочет вернуть себе тело. А пока дух птицы считает перья, охотники
успевают вернуться домой. Боялись духов-призраков и на Востоке.
Арабы особенно опасались, что с того света за ними явится дух убитого
ими человека. По легенде из крови неправо убитого рождается злобный
призрак - ифрит. И если случилось убийство, нужно срочно вбить новый
гвоздь в том месте, куда капала его кровь. Если кровь приколотить к
земле, то ифрит не сможет родиться. На средневековой немецкой
гравюре по дереву, датированной XV веком, изображена страшная сцена
явления неверной женщине мужа-утопленника. В те времена верили, что
погибшие внезапно люди, которые не успели причаститься святых даров,
могут приходить к живым после смерти. О таких явлениях «оттуда»
рассказывают легенды Германии, Франции, Англии. В XVII веке священник
Додж из юго-западной Англии был известен как лучший гонитель призраков
во всей округе. Преподобный Додж брал в руки хлыст и бегал вдоль дорог
с громкими криками. Хлыстом он стегал невидимых злых духов. Ему не
давали покоя и могилы односельчан. Ночами преподобный затаивался на
кладбище и там подкарауливал привидения. Среди местного населения у
него была в этом отношении хорошая слава. Во все времена разные
народы для отпугивания призрака использовали «порчу образа». Римляне -
при помощи вонючего дыма, индейцы - разделением тела птицы и ее
оперения, арабы - повреждением целостности кровавого пятна. Привидений
боялись. Они несли в себе зло. Несмотря на кажущуюся эфемерность,
привидение вполне способно стать причиной гибели человека, поддавшегося
страху. Не стоит ожидать от призрака чего-то хорошего, даже если это
был самый близкий вам человек. Вы никогда не сможете узнать, что к вам
пришло; «У нежити нет лица, она ходит в личинах». В старику
существовало несколько способов того, как предотвратить появления
призраков умерших. При обычной кончине вполне достаточно было устроить
заупокойную службу по вере умершего и поминки. Специальные
предосторожности применялись при похоронах самоубийц, странников «без
роду, без племени» и людей, подозреваемых в занятиях черной магией. В
последнем случае гроб зачастую выносили через пролом в стене, который
потом тщательно заделывали. В углы гроба вбивались особо заговоренные
гвозди. Самое радикальное средство - осиновый кол в сердце -
использовали исключительно для колдунов, после этого не «вставал»
никто. По свидетельству очевидцев, последний раз это делалось в начале
восьмидесятых годов в двух деревнях Пудожского и Олонецкого районов. Знахари
утверждают, что «душу самоубийцы вполне можно успокоить, если положить
в рот покойника серебряную монету или бросить в яму на крышку гроба
особым образом вырезанную рябиновую лапу».
|