Существование
множества психодиагностических методик объясняется не только большим
количеством свойств, которые с их помощью приходится оценивать, но так
же тем, что практически все методики имеют ограничения в применении, в
силу которых приходится оценивать, но так же тем, что практически все
методики имеют ограничения в применении, в силу которых приходится
создавать и использовать другие методики, не обладающие подобными
ограничениями. Важно отметить о классификации самих типов методик.
Рассмотрим в связи с этим достоинства и недостатки некоторых типов
методик, обращённых к сознанию, в том, что они позволяют судить о
психологии данного человека непосредственно на основе того, что говорит
он себе или окружающие люди о нём. Однако, испытуемый может
недостаточно искренне или некритично отвечать на адресованные ему
вопросы, в том числе под влиянием субъективно воспринятой информации,
предвзятого отношения к психодиагносту или ситуации психодиагностики.
Словом, сознательное субъективное искажение результатов тестирования –
один из самых серьёзных недостатков данной группы методик. Методом
устранения подобной помехи может служить введение в конструкцию
тестовой методики контрольных вопросов, суждений, специально
оценивающих степень искренности отвечающего, что позволяет существенно
снизить уровень субъективности получаемых результатов, отсеять
варианты, достоверность ответов в которых ниже допустимого.
Проективные
методики имеют существенное достоинство в том, что обладают высокой
валидностью и надёжностью. Они менее субъективны и менее подвержены
случайным, ситуативным влияниям. Недостаток их – трудоёмкость и
значительные временные затраты, необходимые для получения нужного
психодиагностического результата