Пересекая
Атлантику, бывшие свободные охотники и земледельцы становились рабами,
обязанными работать от зари до зари. Постепенно свобода у них начала
ассоциироваться с возможностью предаваться простым развлечениям —
песням и танцами, а то и просто безделью. А самым страшным для них было
остаться рабом и после смерти. Видимо, так и появился образ зомби:
лишенный воли «живой труп», биоробот, молча и покорно выполняющий
приказания своего хозяина. Вот во что, по верованиям негров-рабов,
могли превратить людей жрецы Вуду — которых они наделяли таким же
могуществом, каким обладали колдуны на их прародине Африки. Таким
образом, гаитянские зомби — это не страшные, а глубоко несчастные,
трагические мифологические персонажи. Они страшны лишь как
предостережение живым. Но о самом Вуду сложено ещё больше
вздорных и суеверных легенд, чем о зомби. А вообще под Вуду европейцы
подразумевают ряд культов, распространенных от Луизианы до Бразилии —
имеющих много общего, но не тождественных друг другу. И только в Гаити
культ Вуду развился до такой степени, что стал национальной религией и
визитной карточкой страны. Верно и обратное: влиятельных гаитянских
лидеров и правителей местное население считает могущественными жрецами
Вуду. По легендам, таким был вождь восстания гаитянских рабов и первый
правитель независимого Гаити Туссен-Лувертюр (François-Dominique
Toussaint Louverture, 1743–1803, якобы имевший под началом целую армию
зомби. Видимо, в глазах местного населения по-другому и быть не могло. Такими
же качествами наделили печально знаменитых диктаторов Гаити Франсуа
Дювалье (François Duvalier, 1907–1971) и его сына Жан-Клода Дювалье
(Jean-Claude Duvalier, 1951–1997), правивших страной с 1957 по 1986
год. Местное население верило слухам, что агенты тайной полиции
(тонтон-макуты), на которых опирался жестокий режим, были жрецами Вуду,
превращавшими арестованных недовольных гаитян в зомби — и отправлявшими
их работать на плантации. Не исключено, что слухи эти специально
распускались тайной полицией для укрепления режима Дювалье. Распространению
этих слухов способствовали книги американского этноботаника и
антрополога Уэйда Дэвиса (Edmund Wade Davis), якобы сумевшего
проникнуть в тайну зомби. По одной из его книг был снят художественный
фильм «Змея и радуга» (The Serpent and the Rainbow), после чего по
всему миру разнеслись сенсационные слухи: «порошок зомби» — это всего
лишь смесь сильнодействующих токсинов, вызывающих состояние
летаргической смерти и приводящих к необратимым нарушениям деятельности
мозга.
Складывая в такую куклу обрезки ногтей или волосы
выбранной жертвы, бокор может подчинить себе волю человека или даже
умертвить его, превратив в зомби. Фото (Creative Commons license): oTto
kiNDeR Неизвестно, в какой мере опирался Дэвис на собственные
наблюдения, а в какой на рассказы местных жрецов Вуду, охочих до
розыгрышей и мистификаций. Только сами гаитяне верят, что для
превращения человека в зомби не нужно никакого порошка. Для этого
«черный колдун» (бокор) должен действовать старым дедовским способом,
известным ещё его африканским предкам: похищать душу спящего человека в
специальную магическую бутылочку, пользуясь своей магической силой.
Лишенное души тело, согласно поверьям, формально умирает, но не
разлагается, а становится чем-то наподобие африканского «ниюмба» —
безвольной куклой, которой управляет бокор. Такой способ более
понятен малограмотному и суеверному населению Гаити — однако совершенно
не годился для просвещенного человечества. Которое, несмотря на свою
просвещенность, глубоко уверовало в существование зомби — хотя так ни
разу и не увидело ни одного из них. В качестве таковых пытались
представить гаитян Натагетту Джозеф и Клавдиуса Нарцисса — двух
скорбных умом и рассудком людей, которые якобы в свое время умерли и
были похоронены, а через несколько лет найдены живыми. Но в том-то и
дело, что оба они были совершенно живы, хоть и нездоровы, и мало похожи
на покойников. А людей с такими заболеваниями предостаточно и в
странах, где ни о каких зомби и не слыхивали — достаточно заглянуть в
их местные психиатрические больницы.
|