«Призрак оперы»
Все началось 108 лет назад с ужасного инцидента в
знаменитой Парижской Опере. Во время исполнения «Il Muto» на головы
зрителей обрушилась люстра весом в тонну. Виновного не нашли, и загадка
положила начало легенде о Призраке Оперы, который якобы живет в
глубоких подземельях театра, помогает настоящим талантам и безжалостен
к тем, кто пытается эти таланты «зарывать».
Подарок для Сэйры
Если
верить другой легенде, роман Гастона Леру «Le Fantоme De L’Opera»
(1911) «сам прыгнул в руки» композитора Эндрю Ллойда Уэббера, когда он
случайно заглянул в один из парижских букинистических магазинчиков.
Уэббера, уже прославленного «Иисусом Христом-Суперзвездой», «Эвитой» и
«Кошками» и в ту пору влюбленного в 19-летнюю певицу Сэйру Брайтман,
литературная версия мифа очаровала настолько, что он тут же сел за
сочинение нового мьюзикла.
В итоге довольны остались все: Сэйра, получившая в
качестве свадебного подарка роль, сделавшую ее всемирно известной;
Уэббер, создавший под влиянием любовных переживаний свой очередной
«долгоиграющий» хит и несколько лет проживший в счастливом браке с
Брайтман; 95 театров в 18 странах мира, поставившие на своих сценах
«The Phantom of the Opera» (премьера состоялась в лондонском
Королевском театре в 1986 г.); 58 миллионов зрителей, без сожаления
оставившие в театральных кассах 4,5 миллиарда долларов.
Призрак на целлулоиде
Стоит заметить, что роман Леру для шоу-бизнеса
открыл вовсе не Уэббер. Первую экранизацию еще при жизни автора, в 1924
г., снял Роберт Джулиан с «королем ужастиков» Лоном Чейни. Вслед за ним
в роли Призрака засветились Клод Рейнс (1943), Герберт Лом (1962),
Максимилиан Шелл (1983), Чарлз Дэнс (1989) и Роберт Инглунд (еще
памятный нам по роли Фредди Крюгера, 1990).
Однако все эти «Призраки» были маломузыкальными и
не принесли особых доходов. То, что они не учли «оперного»
происхождения истории, киношники поняли после гигантского успеха
театрального мьюзикла Уэббера. Дело оставалось за малым - купить у
композитора права на киноверсию. Но Уэббер, недовольный экранизацией
своего «Иисуса» (1972), осторожничал. Контракт с Warner Bros. состоял
из полутора сотен пунктов, главными из которых были полный творческий
контроль композитора над постановкой, выбор режиссера и исполнителей
центральных ролей.
Подписывая этот контракт, Уэббер уже знал, что
Призрака будет играть Крауфорд, Кристину - Брайтман, а постановку он
доверит Джоэлу Шумахеру («Бэтмен навсегда», «Время убивать», «8 мм»).
Подготовка к съемкам шла вовсю, и даже называлась предполагаемая дата
выпуска фильма - лето 1990 г. Тогда никто и предположить не мог, что
через пару месяцев Уэббер разведется с Брайтман и охладеет к проекту.
В надежде на «Оскара»
Толчок
к немедленному запуску в производство уэбберов-ского «Призрака» дали 8
«Оскаров», полученных «Мулен Руж» (2001, сборы в США - 57,4 млн долл.)
и «Чикаго» (2002, 134,0). Забытый жанр киномьюзикла вновь оказался на
коне, и на Warner «вспомнили», что уже 15 лет владеют правами на
экранизацию самой популярной музыкальной истории XX века. В начале 2003
г. студия подписала контракт с Шумахером, который в интервью Variety
сообщил, что в Лондоне уже началась подготовка к съемкам и что главные
роли сыграют «молодые, сексапильные и талантливые актеры с хорошими
оперными голосами, пусть даже совершенно неизвестные публике».
Призрака сыграл 33-летний шотландец Жерар Батлер
(«В ловушке времени», «Дракула 2000»). Кристину - 18-летняя Эмми Россум
(«Таинственная река», «Послезавтра»). «Эмми - открытие Джоэла, -
комментировал Уэббер. - А у него особое чутье. Это он в свое время
открыл Джулию Робертс. К тому же у Эмми прекрасный голос, и она могла
бы петь в лучших оперных театрах мира».
Рождественский ужастик
Даже если уэбберовскому «Призраку» не удастся
покорить сердца киноакадемиков, у фильма не будет проблем со зрителями,
и он, как минимум, «отобьет» в прокате 40-миллионный бюджет. В США и
Канаде «Призрак» стартовал 22 декабря, в канун католического Рождества
(российский прокат начнется в январе), - беспроигрышное время для
премьер костюмных и музыкальных картин.
«Призрак» соберет в кинозалах не только
многомиллионную армию фанатов Уэббера, но и поклонников готических
ужастиков, близких по своей эстетике к столь востребованным в последние
годы кинокомиксам. Единственным, что может вызывать опасения, остается
продолжительность фильма - 2 часа 50 минут, на протяжении которых все
персонажи поют.
|