Т-95: что мы знаем о новом танке?
Со времен Второй мировой наши танки одним только
своим видом (впрочем, и количеством тоже) заставляли недругов Страны
Советов трезво оценивать свои силы и побаиваться дикого восточного
соседа. С того времени прошло немало лет, страна наша здорово
изменилась, как и изменился мир вокруг нас. Российская армия и
российская «оборонка», долгое время пребывавшие в коме, стали понемногу
приходить в себя.
Итак, чем может порадовать наша «оборонка»?
Когда на вооружении появятся давно анонсированные «Летающие танки»,
«Черные орлы» и Т-95?
|
Пыль в глаза
Прежде всего надо уяснить вот что: на сегодняшний
день ни «Черных орлов», ни Т-95 в природе не существует! Все эти
названия - детища нашей доморощенной российской пропаганды и неумелых
попыток предстать в лучшем, чем он есть на самом деле, свете,
помноженные на вопиющую некомпетентность наших СМИ. До принятия танка
на вооружение он никаких названий не имеет, кроме обозначения «Объект
такой-то». Танк Т-62 был «Объектом 165», Т-72 - «Объектом 172М», Т-80 -
«Объектом 219 сп. 2», и так далее. Но когда в одной из центральных
газет читаешь, например, такое… «…Информацию о новом танке можно
считать сенсационной. Управлять боевой машиной будет только один
человек с помощью компьютеров. Калибр пушки может достигать до 155
миллиметров, а сама она радикально изменится: будут использоваться
заряды с жидкими метательными веществами, электромагнитный доразгон
снаряда в стволе, возможно, и лазерные установки. Танк будет снабжен и
новой броней - электромагнитной. «Конструкторы решают, будет ли это
некое силовое поле, способное задержать подлетающие к танку ракеты и
гранаты (как это сейчас показывают в фантастических фильмах), или же
наэлектризованная броня…». Вообще, непонятно, почему они забыли
упомянуть Люка Скайуокера вместе с зеленым Йодой и остальными джедаями?
К истории вопроса: Харьков
Еще в советское время конструкторы начали
прорабатывать вопрос о создании нового основного боевого танка. В
танковых КБ велись проектные работы по разработке танка с принципиально
новыми компоновочными и конструктивными решениями. Кстати, такие идеи
витали тогда во всех странах, строивших свои танки. Техзадание на новый
танк требовало создания универсальной гусеничной базы, на основе
которой можно выпускать и самоходные артустановки любого калибра, и
самоходные зенитно-ракетные, и просто ракетные комплексы, и инженерные
машины.
К началу 90-х годов большинство основных
компонентов танка довести не удалось, работы продолжились уже после
развала СССР в Украине вплоть до начала XXI века. Танк имеет сложный
автоматический механизм заряжения пушки, который обеспечивает
механизацию всего имеющегося в танке боекомплекта. Основные боеукладки
танка размещены по обе стороны от механика-водителя на всю длину
отделения управления. В данных «револьверах» расположен основной
боекомплект танка. Размещение экипажа имеет классическую схему -
наводчик-оператор слева, а командир танка справа, однако в отличие от
всех предыдущих танков они размещены не в башне, а в корпусе.
Командир и наводчик находятся в изолированных друг
от друга рабочих местах объемом всего 0,8 кубометра. Из основных
боеукладок в отделении управления выстрелы поступают в «расходный»
барабан», расположенный в боевом отделении между командиром и
наводчиком. Боекомплект танка состоит из 34 унитарных выстрелов,
заряжение 152-мм пушки 2А83 осуществляется полностью автоматически.
Скорострельность танка при использовании реверсивного заряжающего
модуля составляет до 14 выстрелов в минуту. «Расходный» барабан»
содержит 10 выстрелов, которые могут пополняться по мере их
расходования из двух укладок с основным боекомплектом по 12 выстрелов
каждый. Панорамные многоканальные прицелы с широкими углами обзора
позволяют использовать все возможности танкового вооружения. В танке с
помощью бортового компьютера будут автоматизированы процессы управления
огнем, движением и защитой. Экипаж получает информацию о положении на
местности и расположении противника, а также о состоянии собственной
машины в наглядной форме на дисплее.
К истории вопроса: Питер
В начале 90-х со своей конструкцией вышло танковое
КБ Кировского завода (ОАО «Спецмаш»), которым тогда руководил недавно
скончавшийся генеральный конструктор Николай Попов. Питерский танк
предполагался ракетно-пушечным, массой до 50 тонн, с пушкой большого
калибра, вынесенной из боевого отделения, и артиллерийскими снарядами
не только повышенного могущества, но и корректируемого по траектории по
схеме «выстрелил-забыл-поразил».
Семикатковое шасси, расположение моторно-силовой
установки в передней части корпуса, гидропневматическая (или
регулируемая) подвеска. Двигатель, в отличие от харьковской модели,
газотурбинный с мощностью на уровне 1800 л. с., что позволяло танку
развивать максимальную скорость не менее 95 км/час. Экипаж из двух
человек размещался в изолированной бронированной рубке управления, в
наиболее защищенной средней части корпуса. Боекомплект размещался в
задней части корпуса таким образом, что в случае его подрыва экипаж все
равно оставался бы жив. Всю информацию, включая и данные оптических
приборов, предполагалось выводить на дисплеи экипажа. Выполнение
командного отделения в виде капсулы с техническими средствами обитания,
включающими фильтровентиляционную установку и санитарное устройство,
позволяет находиться непрерывно в машине не менее двух суток.
Были проведены работы и изготовлены ходовые макеты
шасси и других компонентов танка, а впервые эта машина была построена и
испытана как инженерная. Однако в дальнейшем этот вариант развития не
получил.
К истории вопроса: «Черный орел»
Работы над проектом, который пресса окрестила «Черный орел», велись Омским КБТМ. Главный конструктор Б. М. Куракин.
Танк «Объект 640» был построен в 1995-1996 гг.
Ходовой макет представлял из себя ходовую часть танка Т-80У без
модификации с установленной на ней башней абсолютно новой конструкции.
Отличительной чертой танка «Черный орел», как от
отечественных, так и от зарубежных аналогов, является размещение всего
боекомплекта танка отдельно от экипажа, это реализовано за счет
вместительного автономного съемного транспортно-заряжающего модуля,
размещенного за башней.
«Черный орел» предлагался как практически новая
машина - для замены Т-80Б, а далее и Т-80У. Броня лобовой части (в
проекте) эквивалентна 1500 мм, силовая установка - многотопливная
газотурбина мощностью 1250-1500 л.с., масса - не более 50 тонн, пушка -
вначале какая-то очередная доработка Д-81ТМ, а затем - 140-мм новая
артсистема, которая так и не была создана. Этот проект вместе с Омским
заводом «Омсктрансмаш» приказал долго жить в лихие 90-е.
ОЗТМ был вторым танковым заводом СССР после
«Уралвагонзавода». В 1989 году выпуск Т-80У доходил до 200 машин в год.
С 1996 года на заводе не выпущено ни одного танка, как говорят омичи,
завод процентов на 90 разграблен. Радует только то, что, несмотря на
распродажу большей части имущества и мощностей Омского танкового
завода, КБ не тронули.
Уральские рулят!
Опытный танк «Объект 187» был создан в конце 1980-х
гг. в Нижнем Тагиле. Испытания танка были завершены в середине 90-х
годов, в ходе работ было изготовлено до 10 опытных машин. На танке
отрабатывалось повышение огневой мощи танка за счет применения пушки
2А66 (Д-91Т) с хромированным стволом и повышенными баллистическими
качествами. Отрабатывались также варианты различных силовых установок.
Кроме того, проводились испытания варианта с МТО танка Т-80 с
газотурбинным двигателем. Серийное производство танка не планируется,
однако технологии, отработанные на нем, могут быть применены в
производстве серийных отечественных танков, а также для модернизации
существующего танкового парка.
Теперь что касается «Объекта 195», он же типа T-95.
Это перспективный российский танк, разработанный в конструкторском бюро
«Уралвагонзавода» (Нижний Тагил). Большая часть информации об этом
танке основывается на непроверенных данных.
При создании танка отрабатывались различные
варианты компоновки и конструкторских решений, некоторые из них
создавались «в металле». Поэтому привести какие-либо точные цифры
невозможно - их попросту нет. Но вот что известно: экипаж расположен в
специальной бронированной капсуле, отделен от башни и автомата
заряжения бронеперегородкой.
В танке заложено повышение уровня защищенности в
2,5-3 раза по сравнению с существующими образцами, а также потенциал
для модернизации за счет модульной структуры. В
конструктивно-компоновочных решениях новой машины изначально заложена
возможность ее глубокого совершенствования на период до 2040 года и
далее. Орудие располагается в «необитаемой» башне. Данное решение
позволяет значительно уменьшить силуэт танка, делая его менее заметным
на поле боя, а также значительно улучшается безопасность экипажа.
Вооружение танка предположительно будет состоять из
135-152-мм орудия с новым автоматом заряжения. Система управления огнем
включает термовизор и, возможно, радар. Экипаж - 2-3 человека. Вес
танка - около 50 тонн, двигатель - дизель мощностью свыше 1500 л.с. И
это все! Все остальные подробности - не подтвержденные пока ничем
выдумки.
Естественно, доводка «Объекта 195», а после
принятия на вооружение и освоение его серийного производства
промышленностью потребуют значительных сроков. Учитывая, что
«Уралвагонзавод» находится сегодня не в самой лучшей своей форме,
ожидать появления новых танков в строевых частях можно не ранее 2010
года. А пока «греметь огнем и сверкать блеском стали» будут уже
немолодые Т-62, Т-64, Т-72 и Т-80. Даже появление нескольких десятков
свежих Т-90 в Таманской и Кантемировской дивизиях погоды не сделает.
Каким будет наш новый танк, покажет только время.
|